Карта сайта
+7 (4872) 57-33-72
info@energomk.ru

Главная  /  Производство  /  Полезная информация

Полезная информация

Полезная информация

Данные взяты из справочника по электрическим сетям 0,4 - 35 кВ и  110 - 1150 кВ. Том II.

1. Термины и определения

2. Расчетные климатические условия

3. Основные технические условия прохождения ВЛ и пересечения ими различных объектов.

4. Наименьшие расстояния между проводами или между проводами и и грозозащитными тросами пересекающихся ВЛ на металлических и железобетонных опорах, а так же на деревянных опорах при наличии грозозащитнх устройств (по вертикали).

5. Требования к трассам ВЛ.

 

1. Термины и определения
ТерминОпределение
Аварийный режим ВЛСостояние ВЛ при оборванных одном или нескольких проводах и тросах.
Анкерный переходный пролетПролет, ограниченный двумя анкерными опорами, на которые натянуты провода через кокое либо сооружение или естественную преграду (железная дорога, река....)
Анкерные опорыОпоры, устанавливаемые на пересечениях с различными сооружениями, а также в местах изменения количества, марок, сечения проводов.
Анкерное крепление кабеляКрепление кабеля на анкерной опоре, предназначенное для восприятия тяжения кабеля в пролете.
Большие переходыПересечения судоходных рек, судоходных проливов или каналов, на которых устанавливаются опоры высотой 50 м и более, а также пересечения любых водных пространств с пролетом пересечения более 700 м независимо от высоты опор ВЛ.
Ввод от воздушной линии электропередачиЭлектропроводка, соединяющая ответвление от ВЛ с внутренней электропроводкой, считая от изоляторов, установленных на наружной поверхности (стене, крыше) здания или сооружения, до зажимов вводного устройства.
Весовой пролетДлина участка ВЛ, вес проводов или тросов которого воспринимается опорой.
Ветровой пролетДлина участка ВЛ, давление ветра на провода или тросы с которого воспринимается опорой.
Воздушная линия электропередачи (ВЛ)Устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.д.).
Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС)Линия передачи связи, в которой средой распространения являются световоды из оптического волокна (ОВ).
Волоконно-оптический кабель (ОК)Кабельное изделие, содержащее оптические волокна, предназначенные для передачи с помощью световых сигналов.
Волоконно-оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос (ОКГТ)Оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос, предназначенный для защиты линии электропередачи от прямых ударов молнии.
Волоконно-оптический кабель неметаллический навивной (ОКНН)Оптический кабель, навиваемый на грозозащитный трос или фазный провод.
Волоконно-оптический кабель самонесущий неметаллическийОптический неметаллический кабель, конструктивное исполнение которого допускает восприятие нагрузки от собственного веса и от тяжения при заданных стрелах провеса в пролете.
Габаритная стрела провеса проводаНаибольшая стрела провеса в габаритном пролете.
Габаритный пролетПролет, длина которого определяется нормированным вертикальным габаритом от провода до земли при установке опор на идеально ровной поверхности.
Действующая высоковольтная линияВЛ или ее участки, которые находятся под напряжением или на которые напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов.
Естественный заземлительНаходящиеся в соприкосновении с землей электропроводящие части коммуникаций, зданий и сооружений производственного или иного назначения, используемого для целей заземления.
Заземляющее устройствоСовокупность заземлителя и конструктивно объединенных заземляющих проводников.
ЗаземлительПроводник или совокупность металлически соединенных между собой проводников, находящихся в соприкосновении с землей или ее эквивалентом
Заземляющий проводникПроводник, соединяющий заземляемые части с заземлителем.
Закрытое распределительное устройство (ЗРУ)Электрическое распределительное устройство (РУ), оборудование которого расположено в помещении.
Защитное заземлениеПреднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут окозаться под напряжением.
Комплексное распределительное устройство для внутренней установки (КРУ), для наружной установки (КРУН)Электрическое распределительное устройство, состоящее из полностью или частично закрытых шкафов или блоков со встроенными в них аппаратами, устройствами защиты и автоматики, поставляемое в собранном или полностью подготовленном для сборки виде.
Комплектная трансформаторная (преобразовательная) подстанцияПодстанция, состоящая из трансформаторов (преобразователей) и блоков (КРУ или КРУН и других элементов), поставляемых в собранном или полностью подготовленном для сборки виде. Комплектные трансформаторные (преобразовательные) подстанции (КТП, КПП) или части их, устанавливаемые в закрытом помещении, относятся к внутренним установкам, устанавливаемые на открытом воздухе - к наружным установкам.
Концевые опорыОпоры, устанавливаемые в начале и конце ВЛ, а также в местах, ограничивающих кабельные вставки.
Коридор обслуживанияКоридор вдоль камер или шкафов КРУ, предназначенный для обслуживания аппаратов и шин.
Монтажный режим ВЛСостояние опор, проводов и тросов в условиях монтажа.
Населенная местностьЗемли городов в пределах городской черты в границах их перспективного развития на 10 лет, пригородные и зеленые зоны, курорты, земли поселков городского типа в пределах поселковой черты и сельских населенных пунктов в пределах черты этих пунктов.
Ненаселенная местностьЗемли единого государственного земельного фонда, за исключением населенной и труднодоступной местности. К ненаселенной местности относят незастроенные территории, даже часто посещаемые людьми, доступные для транспорта и сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственные угодья, огороды, сады, местности с отдельными редко стоящими строениями и временными сооружениями.
Нормальный режим ВЛСостояние ВЛ при необорванных проводах и тросах.
Нормативно-техническая документация (НТД)Действующие документы по проектированию, сооружению и эксплуатации объекта.
Нулевой проводПровод линии, соединенный с глухозаземленным нейтральным выходом трехфазного трансформатора, или генератора, или с глухозаземленным выходом средней точки обмотки однофазного трансформатора.
ОтветвлениеУчасток проводов от опоры ВЛ до ввода.
Открытое распределительное устройство (ОРУ)РУ, электрическое оборудование которого расположено на открытом воздухе.
Опоры ВЛСооружения, поддерживающие провод с помощью изоляторов и арматуры на заданном расстоянии между собой и от поверхности земли.
Перекрестные опорыОпоры, на которых выполняются пересечения ВЛ двух направлений.
ПодстанцияЭлектроустановка, служащая для приема, преобразования и распределения электрической энергии и состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления и защиты.
Питающая линияЛиния, питающая подстанцию от центра питания, без распределения электроэнергии по ее длине.
Поддерживающее крепление оптического кабеляКрепление кабеля на промежуточной опоре, предназначенное для восприятия массы подвешенного кабеля.
Потребитель электрической энергииЭлектроприемник или группа электроприемников, объединенных технологическим процессом и размещающихся на определенной территории.
Проект производства работ (ППР)Проект, определяющий технологию, сроки выполнения и порядок обеспечения ресурсами строительно-монтажных работ и служащий основным руководящим документом при организации производственных процессов.
Проект организации строительства (ПОС)Составная часть организационно-технологической документации, определяющая общую продолжительность и промежуточные сроки строительства, распределение капиталовложений и объемов строительно-монтажных работ (СМР), материально-технические, трудовые ресурсы, источники их покрытия и структуру управления строительством объекта.
Пролет (длина пролета ВЛ)Горизонтальное расстояние между центрами двух смежных опор ВЛ, на которых подвешен провод.
Промежуточные опорыОпоры, устанавливаемые на прямых участках трассы ВЛ.
Распределительная линияЛиния, питающая ряд трансформаторных подстанций от центра питания или распределительного центра.
Распределительный пункт (РП)Распределительное устройство, предназначенное для приема и распределения электроэнергии на одном напряжении без преобразования и трансформации, не входящее в состав подстанции.
Распределительная сетьЭлектрическая сеть, обеспечивающая распределение энергии между пунктами потребления.
Распределительное устройство (РУ)Электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматикии измерительные приборы.
Расщепленная фазаФаза ВЛ, выполненная из нескольких проводов.
Столбовая (мачтовая) трансформаторная подстанцияОткрытая трансформаторная подстанция, все оборудование которой установлено на конструкциях или опорах ВЛ на высоте, не требующей ограждения подстанции.
Сопротивление заземляющего устройстваОтношение напряжения на заземляющем устройстве к току, стекающему с сзаземлителя в землю.
Стрела провеса проводаВертикальное расстояние от горизонтальной прямой, соединяющей точки подвеса провода при одинаковых высотах точек подвеса провода, до низшей точки провода в пролете.
Строительная длинаЭлемент провода заводского изготовления, поставляемый на строительство в готовом виде.
Трасса ВЛПоложение оси ВЛ на земной поверхности.
Труднодоступная местностьМестность, недоступная для транспорта и сельскохозяйственных машин.
Тяжение провода 
(тро
са)
Усилие, направленное по осо провода (троса), с которым он натягивается и закрепляется на анкерных опорах.
Угловые опорыОпоры, устанавливаемые в местах изменения направления трассы ВЛ.
Фазный проводПровод линии, соединенный с фазным выводом трансформатора или генератора.
Цифровая система передачи (ЦСП)Комплекс технических средств с временным распределением каналов, обеспечивающих образование типовых групповых трактов и каналов первичной связи.
Электрическая сетьСовокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
 

2. Расчетные климатические условия.



          Определение расчетных климатических условий (ПУЭ 7-е издание и СНиП 2.01.07-85) для выбора нормативных нагрузок на конструкции и расчета ВЛ производится по картам климатического районирования, уточненным в случае необходимости по региональным картам или на основании данных многолетних наблюдений или специальных обследований. При этом скоростной напор допускается определять по формуле:



q=(av)²/16,



где v - скорость ветра на высоте 10 м над уровнем моря (при двухминутном осреднении) с соответствующей повторяемостью; a=0,75+5/v - коэффициент к скоростям ветра, полученным из обработки наблюдений по флюгеру и принимаемый более 1,0. При использовании данных наблюдений за скоростью ветра по малоинерционным анемометрам a=1.



          Для ВЛ 6 - 330 кВ нормативный скоростной напор (скорость ветра) принимается не менее 400 Па (25 м/с), а для ВЛ 400 кВ и выше - 550 Па (30 м/с) при двухминутном осреднении.



          Для участков ВЛ в застроенной местности при средней высоте строений не менее 2/3 высоты опор, а также при прохождении ВЛ в лесных массивах заповедников, вдоль горных долин и т.п. допускается снижение нормативного скоростного напора на 30% (снижение скорости ветра на 16%).



          Для участков ВЛ, находящихся в местах с сильными ветрами (высокие берега больших рек, резко выделяющаяся над окружающей местностью возвышенность, прибрежные полосы больших озер и водохранилищ в пределах 3...5 км), при отсутствии данных наблюдений в этих местах наибольший скоростной напор ветра следует увеличить на 40% (увеличение скорости ветра на 18%).



          В горных районах, в местах резко выделяющихся над окружающим рельефом, при пересечении открытых для сильных ветров долин и ущелий наибольший нормативный скоростной напор (скорость ветра) при отсутствии данных наблюдений следует принимать равным 750 Па (35 м/с).



          Для повторяемости 1 раз в 10 лет и 1 раз в 15 лет в таблице приведены унифицированные значения нормативных скоростных напоров и скоростей ветров.



          Увеличение скоростного напора ветра по высоте принимается следующим:

Высота, мКоэффициент
До 151,0
201,25
301,4
401,55
601,75
1002,1
2002,6
350 и более3,1


В зоне до 15 м нормативный скоростной напор ветра принимается равным скоростному напору на высоте 10 м.
          Скоростной напор ветра на провода и тросы определяется по высоте расположения приведенного центра тяжести проводов и тросов (hпр), который определяется по формуле:

hпр=hср+2/3 f

где hср - средняя высота крепления проводов или тросов на опоре, м; f - стрела провеса провода или троса (условно принимается наибольшей), м.


Таблица.          Максимальные ветровые давления на высоте до 15 м от земли согласно ПУЭ 7-го издания.

Район РФ по ветру Ветровое давление w, Па
(скорость ветра V, м/с с повторяемостью 1 раз в 25 лет)
 I 400 (25)
 II 500 (29)
 III 650 (32)
 IV 800 (36)
 V 1000 (40)
 VI 1250 (45)
 VII 1500 (49)
 Особый 1750 и более (53 и более)


Для ВЛ 400 кВ и выше толщина стенки гололеда принимается на основании обработки данных фактических наблюдений в районе трассы ВЛ, но не менее 10 мм.



          Карты по гололеду составлялись для стенок, имеющих повторяемость один раз в 10 лет. При этом территория страны делилась на пять районов, в которых толщина стенки гололедных отложений составляла соответственно 5, 10, 15, 20, 22 мм и более. Районы, где толщина стенки составляла 5 и 10 мм считались слабогололедными, 15 и 20 мм - сильно гололедными, 22 мм и более - особогололедными. В новой редакции ПУЭ (7-е издание) период повторяемости определен в 25 лет. При этом устанавливается восемь районов по гололеду с интервалом в 5 мм (см. таблицу 5).



          Отложения гололеда могут вызвать разрегулировку проводов и тросов и их сближение между собой, сближение проводов и тросов при их подскоке вследствие неодновременного сброса гололеда, "пляску" проводов, обрыв проводов и тросов, разрушение опор, перекрытие линейной изоляции ВЛ при таянии гололеда из-за значительного снижения льдоразрядных характеристик изоляторов.



          Данные о наблюдениях гололедных отложений приводятся к гололеду цилиндрической формы с плотностью 0,9. Нормативная толщина стенки гололедав I - VII районах по гололеду округляется до ближайшего значения, кратного 5 мм, а в особом - 1 мм.



          При определении толщины стенки гололеда на проводах разных диаметров указанные в табл.5 значения следует умножить на следующие коэффициенты:
Диаметр провода, мм51020305070
Коэффициент1,11,00,90,80,70,6


 Для промежуточных значений диаметра величина коэффициента определяется линейной интерполяцией.
          При определении толщины стенки гололеда на проводах и тросах для высот над поверхностью земли до 100 м значения, указанные в таблице 5, следует умножить на следующие коэффициенты:

Высота над поверхностью земли,м51020305070100
Коэффициент0,81,01,21,41,61,82,0


Таблица 5. Характеристики районов по гололеду ПУЭ (7-е издание)

Район по гололедуIIIIIIIVVVIVIIОсобый
Толщина стенки гололеда, мм1015202530354045 и более


 При высоте расположения приведенного центра тяжести проводов или тросов до 25 м поправка на нормативную толщину стенки гололеда в зависимости от высоты и диаметра проводов и тросов не вводится.Отложение гололеда на конструкциях опор при такой высоте расположения проводов допускается не учитывать.
          Для участков ВЛ, проходящих по плотинам гидроэлектростанций, вблизи прудов-охладителей и т.п., при отсутствии данных наблюдений следует принимать нормативную толщину стенки гололеда на 5 мм больше, чем для примыкающих участков трассы.
          В отдельных районах РФ, где отмечены или где можно ожидать повышенные скорости ветра при гололеде или сочетание больших скоростей ветра с большими размерами гололеда плотностью менее 0,9 г/см3, толщину стенки гололеда и скорость ветра следует принимать в соответствии с данными наблюдений.
          Для районов со среднегодовой температурой -5°С и ниже температуру при наибольшей скорости ветра в нормальном режиме следует принимать -10°С.
          Температура воздуха при гололеде в нормальном режиме должна приниматься в горных районах с отметками от 1.000 до 2.000 м над уровнем моря и на территории к востоку от Енисея (за исключением береговой полосы океанов и морей шириной 100 км, но не более чем до ближайшего горного хребта) равной -10°С, а в горных районах с отметками выше 2.000 м — -15°С. Для всей остальной территории РФ для сооружений высотой до 100 м температура воздуха при гололеде принимается -5°С.
          При определении напряженности электрического поля под ВЛ 330 кВ и выше высшая температура воздуха принимается с обеспеченностью 99%. При отсутствии таких данных эта температура принимается на 10°С ниже абсолютного максимума.

Сочетание климатических условий при расчетах ВЛ.

Расчетный режимСочетание климатических условий
Нормальный (провода и тросы
не оборваны)
1. Высшая температура воздуха, ветер и гололед отсутствуют.
2. Провода и тросы покрыты гололедом, температура -10°С, ветер отсутствует.
3. Низшая температура, ветер и гололед отсутствуют.
4. Среднегодовая температура, ветер и гололед отсутствуют.
5. Наибольший нормативный скоростной напор ветра, температура-5°С, гололед отсутствует.
6. Провода и тросы покрыты гололедом, температура -5°С, скоростной напор ветра 0,25 Qmax *. При толщине стенки гололеда 15 мм и более значение скоростного напора ветра при гололеде должно быть не менее 140 Па(скорость ветра не менее 15 м/с)**
Аварийный 
(обрыв проводов или тросов)
1. Провода и тросы покрыты гололедом, температура -5°С, ветер отсутствует.
2. То же при скоростном напоре ветра 0,25 Qmax .
3. Низшая температура, ветер и гололед отсутствуют.
4. Среднегодовая температура, ветер и гололед отсутствуют.
Монтажный
(проверка по условиям монтажа)
Температура -15°С, скоростной напор ветра на высоте до 15 м от земли 62,5 Па (скорость ветра  - 10 м/с), гололед отсутствует.
Расчет приближения проводов к элементам опор.1. При рабочем напряжении: наибольший скоростной напор ветра, температура -5°С, гололед отсутствует. При ветре со скоростью более 25 м/с на скоростной напор вводятся понижающие коэффициенты: 0,9 при 30 м/с, 0,85 при 32 м/с и 0,8 при 36 м/с и более.Промежуточные значения коэффициентов получаются линейной интерполяцией.
2. При атмосферных и внутренних перенапряжениях: скоростной напор (скорость) ветра
Q=0,1Qmax(v=0,3vmax),
но не менее 62,5 Па; температура +15°С, гололед отсутствует.
3. Для обеспечения безопасного подъема на опоры под напряжением: температура -15°С, ветер и гололед отсутствуют.


*     Qmax (vmax) — наибольший скоростной напор (скорость) ветра.
**   Для ВЛ 6 - 20 кВ допускается скоростной напор ветра при гололеде принимать не менее 200 Па (скорость ветра не менее 18 м/с) независимо от толщины стенки гололеда.

           Расчет приближения проводов к элементам опор ВЛ 750 кВ и выше по условиям обеспечения безопасности подъема на опоры под напряжением производится при следующем сочетании климатических условий: температура воздуха -15°С, скоростной напор ветра на высоте до 15 м от земли 62,5 Па (скорость ветра 10 м/с), гололед отсутствует.

3. Основные технические условия прохождения ВЛ и пересечения ими различных объектов.


          Наименьшие расстояния от проводов до поверхности земли, воды и пересекаемых объектов определяются для условий наибольшей стрелы провеса, при наивысшей температуре воздуха или при нормативной гололедной нагрузке и соответствующей температуре.
          Для ВЛ 750 и 1150 кВ при расчете расстояний от проводов до земли и пересекаемых сооружений принимается высшая температура воздуха с годовой обеспеченностью 99% без учета нагрева проводов электрическим током. Однако во всех случаях наименьшее расстояние от проводов до поверхности земли в ненаселенной местности при наибольшей стреле провеса должно быть для ВЛ 750 кВ не менее 10 м.
          Наименьшее расстояние по горизонтали от проводов до расположенных рядом объектов определяются для условий наибольшего отклонения проводов ветром: при наибольшей нормативной скорости ветра или при наличии гололеда и соответствующих скорости ветра и температуре.
           При пересечении линии электропередачи с различными объектами угол пересечения, за исключением пересечения магистральных и электрифицированных железных дорог, не нормируется, однако угол пересечения по возможности должен быть близким к 90°.
          Опоры пересекающей линии электропередачи, ограничивающие пролет пересечения, за исключением оговоренных случаев, могут быть промежуточного типа. На линиях с подвесными изоляторами применяются одинарные гирлянды с креплением проводов в глухих зажимах, а при штыревых изоляторах - двойное крепление проводов. На ВЛ 750 и 1150 кВ, как правило, применяются двухцепные поддерживающие гирлянды изоляторов.
          Расстояние от оси ВЛ 750 и 1150 кВ до границ городов с учетом их перспективного развития на 10 лет, а так же до границ поселков и сельских населенных пунктов, как правило, должны быть соответственно 250 и 300 м. В исключительных случаях допускается приближение ВЛ 750 кВ к границам сельских населенных пунктов или пересечение их при условии обеспечения наименьшего расстояния от от проводов ВЛ 750 кВ до земли не менее 23 м и расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ 750 кВ при неотклоненном положении до ближайших выступающих частей зданий и сооружений или границы приусадебного участка не менее 40 м.
          На воздушных линиях без грозозащитных тросов с деревянными опорами на опорах, ограничивающих пролет пересечения, должны устанавливаться разрядники. На линиях 6 - 35 кВ, оборудованных АПВ, и на линиях напряжением ниже 6 кВ вместо установки разрядников допускается устройство защитных промежутков.
          Если расстояние от места пересечения до ближайшей опоры не более 40 м, то разрядники и защитные промежутки устанавливаются только на ближайшей опоре.
          При определении расстояния между проводами пересекающихся ВЛ учитывается возможность поражения молнией обеих ВЛ. Если верхняя ВЛ защищена тросами, то учитывается только поражение молнией нижней ВЛ.
          Для ВЛ 1150 кВ расстояие по вертикали между проводами и между проводами и тросами пересекающихся ВЛ при температуре окружающего воздуха 15°С без ветра должно быть не менее 10 м. При этом напряженность электрического поля на проводах и тросах пересекаемой ВЛ в месте пересечения не должна превышать Е0 при среднеэксплуатационных условиях.
 

Основные технические условия прохождения ВЛ и пересечения ими объектов

Характер местности и 
пересекаемые объекты
Наименьшие допустимые расстояния от проводов, м, при напряжении ВЛ, кВОсобые требования и допустимые отклонения
До 2035-
110
150220330400-
500
7501150
при наибольшем провисании проводов по вертикали
при наибольшем отклонении проводов по горизонтали
 1.Ненаселенная местность         
 1.1.Расстояние до земли в ненаселенной местности, доступной для транспорта и сельскохозяйственных машин 6 6 6,5 7 7,5 8 12 17,5Для ВЛ 750 и 1150 кВ расстояние от проводов до земли определяется напряженностью электрического поля под проводами: на высоте 1,8 м от земли - не более 15 кВ/м.
 -- - - - - - -
 1.2.То же в труднодоступной местности, не доступной для транспорта и сельскохозяйственных машин 5 5 5,5 6 6,5 7 10 15 То же - не более 20 кВ/м
--------
1.3.То же для недоступных склонов гор и скал
 
333,544,556,58,5-
2,533,544,556,58,5
1.4.Расстояние от крайних проводов при неотклонен-ном их положении до отдельно стоящих зданий и сооружений, не менееДля линий напряжением до 1кВ - 2 м, 6-20 кВ - 10 м, 35 кВ - 15 м, 110 кВ - 20 м, 150-220 кВ - 25 м, 330-500 кВ - 30 м, 750 кВ - 40 м, 1150 кВ - 55 мПо согласованию допускается уменьшение указанных расстояний , но не менее, чем это требуется согласно п.3.2 таблицы
 2.Лесные массивы и зеленые насаждения         
 2.1.Ширина просек в лесных массивах и зеленых насаждениях при высоте деревьев до 4 м, не менее

 
 Расстояние между крайними проводами плюс 3 м в каждую сторону  
 
1.По согласованию допускается уменьшение ширины просеки, но не менее, чем это требуется согласно п.2.3 таблицы
2.При прохождении линий по фруктовым садам с насаждениями высотой менее 4 м вырубка просеки не обязательна. При этом минимальное расстояние от проводов ВЛ 750 кВ до земли, определенное при стреле провеса провода при высшей температуре воздуха с годовой обеспеченностью 99% принимается не менее 23 м.
3.Для ВЛ 750 и 1150 кВ в понижениях рельефа на косогорах и при расстояниях от проводов до кроны деревьев при наибольшей стреле провеса проводов более 10..12 м просека прорубается в виде трех отдельных полос шириной 4 м для раскатки проводов и тросов при монтаже. После окончания монтажа места возможного разрушения склонов на просеке должны быть засажены кустарником.
4.Для ВЛ 220 кВ и ниже, отключение которых не вызывает прекращения питания, допускается уменьшение ширины просеки согласно п.2.3.
5.Отклонение проводов определяется при наибольшем нормативном скоростном напоре ветра и температуре воздуха -5°С.
2.2.То же при высоте деревьев более 4 м, не менееРасстояние между крайними проводами плюс высота основного лесного массива с учетом его перспективного роста на 25 лет в каждую сторону. Отдельные деревья и группы деревьев на краю просеки, если их высота больше высоты основного лесного массива, вырубаются.
2.3.Расстояние до кроны деревьев (скверы, парки, заповедники, защитные полосы, ценные лесные массивы и т.п.)--------
23445566
3.Населенная местность и территории промышленных и других предприятий. 
3.1.Расстояние до поверхности земли.777,5881623-1. При обрыве проводов в соседнем пролете допускается уменьшение указанных в п.3.1 расстояний:
для линий 2-110 кВ - до 4,5 м
для линий 150 кВ    - до 5 м
для линий 220 кВ    - до 5,5 м
для линий 330 кВ    - до 6 м
для линий 400-500 кВ- до 6,5 м
2. При прохождении ВЛ 330 кВ и выше по населенной местности напряженность электрического поля под проводами должна быть не более 5 кВ/м на уровне 1,8 м над поверхностью земли.
3. Прохождение ВЛ над зданиями и сооружениями, за исключением несгораемых промышленных зданий и сооружений, запрещается. Металлические крыши таких зданий должны быть заземлены.
4. Расстояние по горизонтали от неотклоненных проводов ВЛ 330 и 500 кВ до ближайших частей жилых и общественных зданий, а так же производственных зданий и сооружений (кроме электрических станций и подстанций) должно быть не менее соответственно 20 и 30 м.
5. При отсутствии норм и правил ось трассы ВЛ должна проходить от указанных в п.3.3 объектов на расстоянии не менее 1,5 кратной высоты опоры. Уменьшение этого расстояния должно быть в каждом отдельном случае согласовано энергосистемой и органами пожарного надзора.
--------
3.2.Расстояние до ближайших частей зданий и сооружений.33..4456---
24568104055
3.3.Расстояние до пожароопасных и взрывоопасных сооружений--------
В соответствии со специальными нормами и правилами
 ДО ОСНОВНЫХ ДОРОГ         
 4.Железные дороги.         
 4.1.Расстояние от проводов до головки рельса для железных дорог нормальной колеи и железных дорог узкой колеи общего пользования. 7,5 7,5 8 8,5 9 9,5 20,5 28,51. Угол пересечения с электрифицированными и подлежащими электрификации железными дорогами-не менее 40°. Во всех случаях рекомендуется производить пересечения под углом по возможности ближе к 90°. Для ВЛ 750 и 1150 кВ угол пересечения принимается не менее соответсвенно 40 и 65°.
2. При пересечении железных дорог общего пользования и электрифицированных дорог опоры, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерного  типа. Допускается установка промежуточной опоры ЛЭП между путями, не предназначенными для прохождения регулярных пассажирских поездов, а так же промежуточных опор по краям железнодорожного полотна. Указанные опоры должны быть металлическими или железобетонными. При пересечении железных дорог необщего пользования могут применяться промежуточные опоры с креплением проводов глухими зажимами.
3. Проверка вертикальных габаритов при длине пролетов более 200 м должна производиться с учетом нагрева проводов током, при отсутствии данных - при t=+70°С.
4. Соединение проводов и тросов в пролете пересечения с железными дорогами не допускается.
5. При сближении ВЛ 750 и 1150 кВ с неэлектрифицированными железными дорогами общего пользования расстояния по горизонтали от оси ВЛ до габарита приближения строений должны быть соответственно 80 и 105 м, а для электрифицированных дорог от оси ВЛ до оси контактной сети соответственно не менее 75 и 100 м.
 - - - - - - - -
 4.2.То же для железных дорог узкой колеи необщего пользования. 6 6,5 7 7,5 8 8,5 12 17,5
 - - - - - - - -
 4.3.Расстояние от проводов до несущих тросов и проводов контактной сети электрифицированных железных дорог, не менееТак же, как и при пересечении ВЛ 10 11,5
Так же, как и при сближении ВЛ, см. п.11 таблицы
 4.4.Расстояние для неэлектрифицированных железных дорог от проводов до габарита приближения строений на участках стесненной трассы - - - - - - - -
 1,5 2,5 2,5 2,5 3,5 4,5 15 35
4.5.Расстояние от основания  опоры ВЛ до габарита приближения строения и до оси опор контактной сети. Не менее высоты опоры +3м. На участках стесненной трассы допускается принимать для линий до 20кВ - 3 м, 35-150 кВ - 6 м, 220-330 кВ - 8 м, 400-500 кВ - 10 м, 750 кВ - 15 м, 1150 кВ - 25 м.
5. Автомобильные дороги         
5.1. Расстояние от проводов до полотна дороги 7 7 7,5 8 8,5 9 16 231. При пересечении автодорог I категории опоры, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерного типа.
2. При пересечении автодорог V категории требования те же, что и при прохождении ВЛ по ненаселенной местности, кроме оговоренных в настоящем пункте.
3. При пересечении ВЛ 750 и 1150 кВ с автомобильными дорогами республиканского значения напряженность электрического поля под проводами на уровне 1,8 м от полотна дороги должна быть не более 10 кВ/м. Расстояние от проводов этих ВЛ до полотна автомобильных дорог V категории принимаются по п.5.1.
4. При прохождении вновь сооружаемых автомобильных дорог всех категорий под действующими ВЛ 750 и 1150 кВ при условии соблюдения требований, изложенных в настоящем пункте, переустройство ВЛ не требуется при любых типах опор.
5. Расстояния по вертикали для ВЛ 750 и 1150 кВ проверяются при стреле провеса проводов с годовой обеспеченностью 99% без учета нагрева проводов электрическим током.
- - - - - - - -
5.2. То же при обрыве провода в соседнем пролете 5 5 5,5 5,5 6 6,5 - -
 - - - - - - - -
5.3. Расстояние от основания опоры до бровки земляного полотна дороги при пересеченииНе менее высоты опоры
 5.4. То же при сближенииНе менее высоты опоры ВЛ +5 м, но не менее 25 м.
5.5. Горизонтальные расстояния от любой части опоры до подошвы насыпи дороги или до наружной бровки кювета, на участках стесненной трассыПри пересечении дорог I и II категорий:
для линий до 220 кВ - 5 м
для линий до 330-500 кВ - 10 м
для линий до 750 кВ - 15 м
для линий до 1150 кВ - 20 м

При пересечении дорог III и II :
для линий до 20 кВ - 1,5 м
для линий до35-220 кВ - 2,5 м
для линий до 330-500 кВ - 5 м
для линий до 750 кВ - 15 м (10 м для дорог V категории)
для линий до 1150 кВ - 20 м (15 м для для дорог V категории)
5.6. Горизонтальные расстояния от проводов ВЛ при неотклоненном положении до бровки земляного полотна дороги. - - - - - - - -
 2 4 5 6 8 10 40 55
5.7. То же на участках стесненной трассы - - - - - - - -
24568101525
6. Трамвайные и троллейбусные линии.         
6.1. Расстояние от проводов до головки рельса трамвайных путей. 9,5 9,5 10,5 10,5 11,5 11,5 - -1. При пересечении трамвайных и троллейбусных линий опоры, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерного  типа. Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше с проводом сечением 120 мм2 и более допускается применение промежуточных опор с глухими зажимами.
2. Допускается сохранение опор контактной сети под проводами пересекающей ВЛ до верха опор контактной сети не менее 7 м для ВЛ 110 кВ, 8 м для ВЛ 150-220 кВ и 9 м для ВЛ 330-500 кВ.
- - - - - - - -
6.2. Расстояние от проводов до полотна дороги с троллейбусной линией. 11 11 12 12 13 13 - -
 - - - - - - - -
6.3. Расстояние от проводов линии электропередачи до проводов или несущих тросов контактной сети. 3 3 4 4 5 5 - -
 3 3 4 4 5 5 - -
6.4. То же при обрыве провода ВЛ в соседнем пролете. 1 1 2 2 2,5 - - -
 - - - - - - - -
6.5. Расстояние от проводов линии электропередачи до опор контактной сети. 7 7 8 8 9 9 - -
 3 3 4 4 5 5 - -
7. Судоходные и сплавные реки и каналы.         
 7.1. Расстояние до наиболее высоких мачт судов при наивысшем судоходном горизонте воды или до габарита сплава при наивысшем уровне воды и высшей температуре. 2 2 2,5 3 3,5 4 5,5
(12)
 8
(17,5)
1. Опоры, ограничивающие переходный пролет, должны быть анкерного типа концевые.
2. Для ВЛ 750 и 1150 кВ при наибольшем уровне высоких вод и высшей температуре воздуха с годовой обеспеченностью 99% расстояния до уровня воды, габарита сплава и до верхней палубы судов принимаются соответственно 12 и 17,5 м (указаны в скобках).
3. Для линий напряжением 35 кВ и выше при сечении проводов 120 мм2 и более допускается применение опор промежуточного типа с креплением проводов глухими зажимами и роликовой подвески проводов; в последнем случае опоры смежные с промежуточными должны быть анкерного типа концевые.
 - - - - - - - -
 7.2. Расстояние до уровня самых высоких вод при высшей температуре и до уровня льда при температуре -5°С и наличии гололеда. 6 6 6,5 7 7,5 8 10
(12)
 7
(17,5)
        
8. Несудоходные и несплавные реки и каналы.         
 8.1. До уровня льда зимой 6 6 6,5 7 7,5 8 12 17,5Особые требования к ВЛ 750 и 1150 кВ см. п.7 таблицы.
 - - - - - - --
 8.2. До уровня самых высоких вод (при температуре воздуха +5°С). 3 3 3,5 4 4,5 5 10 14,5
 - - - - - - - -
9. Плотины и дамбы.         
 9.1. До гребня и бровки откоса на плотинах и дамбах. 6 6 6,5 77,5 8 12 - 
 
 - - - - - - - -
 9.2. До наклонной поверхности откоса плотин и дамб. 5 5 5,5 6 6,5 7 12 - 
 
 5 5 5,5 6 6,5 7 10 -
 9.3. До поверхности переливающейся через плотину воды. 4 4 4,5 5 5,5 6 7 - 
 
 4 4 4,5 5 5,5 6 7 -
10. Канатные дороги, надземные и наземные трубопроводы         
 10.1. Расстояние по вертикали от проводов ВЛ по любой части насыпи ограждения трубопровода или канатной дороги. 3 4 4,5 5 6 6,5 12 17,51. Линии электропередачи должны проходить над канатными дорогами и трубопроводами. В исключительных случаях допускается прохождение линий электропередачи напряжением до 220 кВ под канатной дорогой. При этом канатная дорога должна иметь снизу сетки или мостики для защиты проводов линии.
2. Для ВЛ с проводами сечением 120 мм2 и более или стальными канатами ТК 50 мм2и более пересечения допускается выполнять на опорах промежуточного типа с креплением проводов глухими зажимами.
3. На ВЛ 750 и 1150 кВ при пересечении с пассажирскими канатными дорогами должны устанавливаться анкерные опоры.
4. Угол пересечения ВЛ с надземными трубопроводами и канатными дорогами не нормируется, за исключением пересечений с газопроводами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами и пассажирскими канатными дорогами, где угол пересечения рекомендуется принимать близким к 90°.
5. В местах пересечения с ВЛ трубопроводы и канатные дороги, а также ограждения, мостики и сетки должны быть заземлены.
6. Расстояния по горизонтали от неотклоненного провода ВЛ 750 и 1150 кВ до любой части трубопровода или канатной дороги на участках сближения должны быть соответственно 40 и 55 м, но не менее высоты опоры. Расстояния по вертикали для ВЛ 750 и 1150 кВ определяются при стреле провеса провода при высшей температуре воздуха с обеспеченностью 99% без учета нагрева проводов электрическим током.
7. В районах Западной Сибири и Крайнего Севера при сближении ВЛ с техническими коридорами магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов расстояние от оси ВЛ до оси крайнего трубопровода должно быть не менее 1.000 м (по условиям обеспечения сохранности ВЛ при аварии на трубопроводе).
 - - - - - - - -
10.2. То же при обрыве провода ВЛ сечением не менее 185 мм2 в соседнем пролете 1 2 2,5 3 4 -- -
 - - - - - - - -
10.3. Расстояния по горизонтали от крайнего неотклоненного провода или от опоры ВЛ до любой части канатной дороги или трубопровода - - - - - - - -
Не менее высоты опоры
10.4. То же в стесненных условиях трассы, но при наибольшем отклонении провода.--------
344,5566,51015
10.5. То же от крайнего провода ВЛ до любой части пульпопровода.--------
Не менее 30 м
10.6. То же от крайнего провода ВЛ по любой части магистрального газопровода.--------
Не менее удвоенной высоты опоры
10.7. То же от крайнего провода до любой части магистрального нефтепровода и нефтепродуктовода.--------
50 м, но не менее высоты опоры.
10.8. От оси ВЛ до продувочных свеч магистрального газопровода.--------
Не менее 300 м.
11.Линии электропередачи         
 11.1. Расстояние между проводами или проводами и тросами пересекающихся линий и между проводами на участках сближения.
1. Провода линий высшего напряжения располагаются над проводами линий низшего напряжения. Исключения допускаются только для линий напряжением 35 кВ и выше с проводами сечением не менее 120 мм2 при пересечении ими линий напряжением до 220 кВ включительно.
2. Место пересечения должно быть расположено ближе к опоре, пересекающей (верхней) линии, однако расстояние от места пересечения с учетом отклонения проводов должно быть не менее: для линий напряжением до 330 кВ - 6 м, для линий 400-500 кВ - 10 м, для линий 750-1150 - 15 м.
При сближении и параллельном следовании линий напряжением до 330 кВ расстояние между их осями должно быть не менее высоты наиболее высокой опоры: при сближении с линиями 400-500 кВ - не менее 50 м, с линиями 750 кВ - не менее 75 м, с линиями 1150 кВ - не менее 100 м.
 11.2. На участках стесненной трассы и на подходах к подстанциям между крайними проводами при неотклоненном положении. - - - - - - - -
 2,5 4..5 6 7 10 15 20 30
 11.3. То же от отклоненных проводов до опор другой ВЛ. - - - - - - - -
 2 4 5 7 8 10 10 15
12. Воздушные линии связи и сигнализации.         
 12.1. Расстояние между проводами пересекающихся линий для ВЛ на металлических и железобетонных опорах и для ВЛ на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств (грозозащитные тросы, разрядники).  2..
3
 3 4 4 5 5 6,5 -1. Провода линии электропередачи должны быть расположены над линией связи.
2.Место пересечения должно быть расположено возможно ближе к опоре линии электропередачи, но не ближе 7 м от нее.
3. Опоры линии электропередачи, ограничивающие пролет пересечения, могут быть промежуточного типа с креплением проводов в глухих зажимах.
4. Цепи воздушных линий связи и радиофикации при пересечении их ВЛ 1150 кВ должны выполняться кабельными.
5. Опоры линий связи, ограничивающие пересекаемый пролет, должны иметь защитные шунтирующие спуски с сопротивлением заземления не более 25 Ом.
При сближении и параллельном следовании с линиями электропередачи расстояние между ними определяется расчетом влияния на цепи связи и сигнализации, но должно быть не менее высоты наиболее высокой опоры ВЛ. На участках стесненной трассы расстояние между проводами с учетом их отклонения должны быть не менее:
 2 4 5 6 8 10 - -
 12.2. То же для ВЛ на деревянных опорах при отсутствии в пересекающем пролете грозозащитных устройств. 4 5 6 6 7 7 - -
 - - - - - - - -
12.3. То же при обрыве провода на линии электропередачи в соседнем пролете.111,522,53,55-
--------
          
          


Примечания к таблице.
1. Высота основного лесного массива принимается с учетом ее перспективного роста за 25 лет (п.2).
2. Радиус кроны дерева принимается с учетом ее перспективного роста за 25 лет (п.2.3).
3.При неотклоненном положении проводов (п.3.2).
4. К электрифицированным железным дорогам относятся все электрифицированные дороги, независимо от рода тока и значения напряжения контактной сети (п.4.3).
5. К железным дорогам, подлежащим электрификации, относятся дороги, которые будут электрифицированы в течении 10 лет, считая от года строительства ВЛ, намечаемого проектом  (п.4.4).
6. Габаритом приближения строений называется предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное перпендикулярное к пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава, не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств (п.4.5).
7. Автомобильные дороги в зависимости от категории имеют следующие размеры (п.5.1).

 
Категория
дорог
Ширина элементов дорог,м
Проезжая
часть
Обочина
Разделительная
полоса
Земляное
полотно
I15 и более3,75527,5 и более
II7,53,75--15
III72,5--12
IV62--10
V4,51,75--8


8. Вновь сооружаемые магистральные газопроводы на участках сближения с ВЛ в стесненных условиях должны отвечать требованиям, предъявляемым к газопроводам не ниже II категории (п.10.4).

 9. при сближении ВЛ 500 кВ между собой и с ВЛ более низких напряжжений расстояние между ними должно быть равно высоте наиболее высокой опоры, но не менее, чем изложено выше (п.11).

На воздушных линиях без грозозащитных тросов с деревянными опорами на опорах, ограничивающих пролет пересечения, должны устанавливаться разрядники. На линиях 6-35 кВ, оборудованных АПВ, и на линиях напряжением ниже 6 кВ вместо установки разрядников допускается устройство защитных промежутков.

Если расстояние от места пересечения до ближайшей опоры не более 40 м, то разрядники и защитные промежутки устанавливаются только на ближайшей опоре.

При определении расстояния между проводами пересекающихся ВЛ учитывается возможность поражения молнией обеих ВЛ. Если верхняя ВЛ защищена тросами, то учитывается только поражение молнией нижней ВЛ.

Для ВЛ 1150 кВ расстояние по вертикали между проводами и между проводами и тросами пересекающихся ВЛ при температуре окружающего воздуха 15°С без ветра должно быть не менее 10 м. При этом напряженность электрического поля на проводах и тросах пересекаемой ВЛ в месте пересечения не должна превышать E0 при среднеэксплуатационных условиях.

4. Наименьшие расстояния между проводами или между проводами и грозозащитными тросами пересекающихся ВЛ на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств (по вертикали).

Напряжение
пересекающей
(верхней) линии,
кВ
Напряжение
пересекающей
(нижней) линии,
кВ
Длина пролета
пересекающей
линии, кВ
Наименьшие допускаемые расстояния между проводами или между проводами и тросами пересекающихся линий, м, при наименьшем расстоянии от места пересечения до ближайшей опоры, мНаименьшие допускаемые
расстояния между проводами
пересекающихся линий,
не требующие грозозащиты
пролета пересечения, м
305070100120150
750750 и нижедо 2006,56,56,57----9
3006,56,577,588,5
4506,577,588,59
50077,588,599,5
330 - 500500 и нижеДо 2005555,5----7
300555,566,57
45055,5677,58
150 - 220220 и нижеДо 2004444----6
3004444,555,5
45044566,57
20 - 110110 и нижеДо 2003334----
Для ВЛ 35-110 кВ
5
3003344,555
1 - 1010 и нижеДо 10022--------
Для ВЛ 3-20 кВ
4
15022,52,5------


5. Требования к трассам ВЛ.

На опорах ВЛ напряжением 35 кВ и выше на высоте 2,5 - 3 м должны быть следующие постоянные знаки:

- порядковый номер и год установки - на всех опорах; на ВЛ 750 кВ , кроме того, на всех опорах, установленных в труднодоступной местности, и на каждой пятой опоре в других местностях в верхней их части должен быть установлен знак с порядковым номером опоры размером не менее 400х500 мм;

- номер ВЛ или ее условное обозначение (диспетчерское наименование) - на концевых опорах: на первых опорах ответвления от ВЛ, на опорах в месте пересечения ВЛ одного напряжения, на опорах, ограничивающих пролет пересечения с железными дорогами и автомобильными дорогами I - IV категорий, а также на всех опорах участков трасс с параллельно идущими ВЛ, если расстояние между их осями меньше 200 м. На двухцепных и многоцепных опорах ВЛ, кроме того, должна быть обозначена цепь;

- расцветка фаз - на концевых опорах, на опорах, смежных с транспозиционными, на всех транспозиционных опорах ВЛ 750 кВ, на первых опорах ответвлений от ВЛ;

- предупредительные плакаты - на всех опорах ЛЭП в населенной местности, а в ненаселенной - как минимум через одну опору;

- плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи - на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры этих кабелей;

- на стойках железобетонных опор несмываемой краской должна быть нанесена заводская маркировка с указанием проектного шифра стойки и кольцевые полосы (выше уровня грунта) с указанием расстояния от полосы до заглубленного конца стойки.

Опоры ВЛ, представляющие опасность для полетов самолетов и вертолетов, должны иметь сигнальное освещение (светоограждение) и дневную маркировку (окраску в виде перекрестных черных линий на белом фоне).




Работает на: Amiro CMS